Весна на улице Маршала Соколовского. Лирическая опера Родиона Щедрина «НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ»
19-апреля-2019
17 апреля в рамках фестиваля «На пересечении прошлого и будущего», проводимого МГИМ им. А. Г. Шнитке, была исполнена опера Родиона Щедрина «Не только любовь» (художественный руководитель и дирижер-постановщик – заслуженный артист РФ профессор И. Ю. Громов, солисты, хор и оркестр оперной студии МГИМ им. А.Г. Шнитке, режиссер-постановщик – Алексей Большаков, хормейстер – Сергей Марков, балетмейстер - Нелли Бондаренко). Созданная более полувека назад в период «оттепели» опера предназначалась для Большого театра, где 25 декабря 1961 года и прошла её премьера под управлением Евгения Светланова. Композитор стремился в своем сочинении преодолеть сложившиеся каноны сюжетов о счастливой жизни в советской стране, посвятив свое сочинение не трудовым подвигам, а личным отношениям. Но монументальное художественное пространство Большого требовало более концептуальных спектаклей: проникновенная душевность оперы Щедрина потерялась под торжественными сводами главного театра страны. Между тем, произведение Р. Щедрина оказалось чрезвычайно востребованным и на периферии, и особенно на молодежных сценических площадках, где оно обрело свою новую жизнь. Прочтение оперы И. Ю Громовым становится ярким свидетельством этому процессу.
Игорь Юрьевич особое внимание уделил хоровой линии оперы, основанной на фольклорном материале – частушках и страданиях, что наполнило композицию звучанием молодых звонких голосов, создающих совершенно особую - праздничную - атмосферу предчувствия близкого счастья. Большое значение имеет динамичное решение всех хоровых сцен, в которых концентрируется вся энергия молодости. Хоровую линию поддерживает инструментальная партия. Несмотря на небольшой состав оркестра (опера идет в камерной редакции), И. Ю. Громов сумел создать ощущение яркой, колоритной тембровой палитры со своими кульминациями – жанрово-комической в сцене сельского праздника, когда на сцене появляется дополнительная группа духовых и ударных инструментов, и драматической - в последней сцене Варвары Васильевны и Володи, прозвучавшей «по-берговски» экспрессивно и мощно. Если в постановке Большого театра присутствовал драматический акцент, связанный с судьбой русской женщины, которая после войны, преодолевая все трудности восстановления мирной жизни, жертвует своей личной судьбой, то спектакль Громова последовательно утверждает мысль о выборе правильного пути, раскрывающего перед героями самые светлые перспективы.
В этом плане хочется отметить игру молодых певцов, искреннюю и убедительную. Екатерина Пыжова в роли председателя колхоза красавицы Варвары Васильевны сумела создать образ страстной и сильной женщины – она не столько «уступает» своего мужчину юной сопернице Наташе, сколько осознает, что это еще не ее судьба. В свою очередь – Наташа (Анастасия Шишкина) – готова до конца бороться за свое счастье. Главный объект женского внимания – Володя Гаврилов в исполнении Артема Попова – привлекает своим жизнелюбием. В спектакле Громова он не только темпераментен, но и добр: искреннее сочувствие к главной героине невольно притягивает его к ней. Не менее важны в спектакле второстепенные персонажи: испытывающий глубокое чувство к Варваре мужественный бригадир Федот Петрович в исполнении Елисея Лаптева и темпераментный тракторист Иван Трофимов (Артем Петров). Своеобразным камертоном оперы становится молодая пара влюбленных, песня которых очень проникновенно прозвучала в исполнении Анастасии Мельниковой и Филиппа Модестова.
Относительно небольшое пространство концертного зала позволило зрителям услышать все нюансы музыкального текста и увидеть тонкости актерской игры певцов, причем не только солистов, но и хора, который выразителен как в вокальном, так и в драматическом плане. В спектакле обыгрывается эта ситуация, сближая публику и артистов. Так, сам Игорь Юрьевич органично включается в спектакль, появляясь перед зрителями в образе удалого тракториста в тельняшке; кроме того, удачно используются проходы между рядами зрительного зала.
Безусловно, постановка оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в МГИМ им. А.Г. Шнитке явилась важным событием не только для института, но и для московской музыкально-театральной жизни в целом – об этом свидетельствует ее высокая оценка на XXXVIII Международном музыкальном фестивале им. С. В. Рахманинова. В отличие от недавней петербургской премьеры оперы, акцентирующей гротескно-эротическую сторону либретто, режиссерская версия МГИМ им. А. Г. Шнитке следует лучшим классическим традициям национального оперного театра. Пожелаем нашей оперной студии и Игорю Юрьевичу Громову дальнейших успехов и с большим интересом ждем нового режиссерского решения «Сорочинской ярмарки» М. П. Мусоргского.
доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства,
кандидат искусствоведения М. А. Егорова
|