Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Венская школа в музыкальном доме Альфреда Шнитке

21-апреля-2019


В субботу 20 апреля состоялся один из самых интересных концертов фестиваля «На пересечении прошлого и будущего». Его можно назвать «Встреча с Венской школой», точнее даже – с двумя венскими школами. Посвящение музыке Вены на фестивале памяти А.Г. Шнитке – явление не случайное: как известно композитор хорошо знал и высоко ценил творчество австрийских мастеров: Г. Малера, А. Берга, Ф. Шуберта и др. В этом концерте исполнялась квартетная музыка венских композиторов двух разных поколений: еще только формирующегося романтического, в чем-то унаследовавшего традиции классической венской школы, и поколения, открывающего новые пути ее развития и потому называемого Новой (второй) венской школой. Единство национальных традиций лишь подчеркнуло различие стилистических закономерностей, разные творческие методы двух «венских школ».

Представителя первого, раннего романтического поколения - Франца Шуберта (1797–1828) современники часто называли «четвертым венским классиком», воспринимая его как прямого продолжателя традиций Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Эту преемственность подчеркивал и сам Ф. Шуберт, отчетливо выразив ее в одном из наиболее известных своих сочинений – струнном квартете «Смерть и девушка», прозвучавшем в сегодняшнем концерте.

Родоначальник второй – А. Шёнберг. Он и его ученики – А. Берг (1885–1935) и А. Веберн (1883–1945), сочинения которых мы услышали, тоже подчеркивали свою связь с венской классикой, но при этом нашли совершенно особые пути развития музыкального языка: ввели в художественную практику атональное письмо, 12-титоновую серийную технику, а вместе с ними обновили мир музыкальных образов, систему музыкального мышления. Контраст двух школ убедительно продемонстрировала музыка, прозвучавшая в этот вечер: напряженно драматический, внутренне конфликтный Шуберт и тематически сдержанные, подчас обозначенные скупыми штрихами «нововенцы», эмоциональная насыщенность, многословность первого и скупая декламационность, подчас сухая констатация образа у нового поколения – всё это свидетельствует о разных типах художественного мышления.

Концерт был выстроен логично и красиво. Его обрамляла музыка А. Веберна – Пять пьес для струнного оркестра ор.5 и Langsammer Satz (без ор.). Это обрамление и определило те два пути развития романтической музыки, которые были представлены исполнителями. Пьесы ор. 5 Веберна, образующие миниатюрный сонатно-симфонический цикл, принадлежат к числу наиболее часто исполняемых его сочинений и обобщают характерные признаки его «додекафонного» периода: сконцентрированный буквально в нескольких интонациях тематизм, лаконичность музыкальных мыслей, где каждый звук, отдельно взятый интервал или аккорд и даже пауза несут в себе определенный смысл и заставляют обращать на себя внимание как на художественное явление.

Завершившее весь концерт «Langsammer Satz», изначально, по-видимому, предполагавшееся как медленная часть несостоявшегося струнного квартета, – это совсем иной Веберн, поздний романтик, еще не присоединившийся к стилю «нововенцев», музыка которого насыщена экспрессивной мелодичностью, эмоциональна и певуча. Патетический скрипичный монолог, мягко поддерживаемый остальными участниками квартета, – таков облик этой романтической пьесы молодого композитора.

В центре концертной программы оказались два произведения: Квартет Шуберта и Лирическая сюита Берга.

К камерно-инструментальным жанрам Шуберт обратился, будучи уже опытным автором многочисленных вокальных миниатюр. Их влияние нашло непосредственное отражение и в инструментальных сочинениях композитора, в том числе – в камерных ансамблях. Таков квартет №14, d-moll (1824–1826), в медленной части которого используется тематический материал из песни «Смерть и девушка», написанной несколькими годами ранее (ор.7, 1817). Именно она и определила общий смысл исполнявшегося сочинения, его тематическую природу. Нельзя не заметить прочных связей квартета с наиболее известными сочинениями венских классиков, в частности с Пятой симфонией Бетховена, сходство с «темой судьбы» из которой присутствует в начальных тактах квартета и прослеживается на протяжении всей первой части. Во второй части еще более четко напоминает о себе бетховенская маршеобразность с прямым намеком на Седьмую симфонию. Иначе говоря, сочинение Шуберта является истинным детищем венской музыкальной традиции.

Шестичастная Лирическая сюита для струнного квартета А. Берга (1926), из которой в концерте прозвучали 2я и 5я части, – первое крупное додекафонное произведение композитора. Самая своеобразная черта Сюиты – ее театральность, выстроенная на глубоко личных событиях. Произведение даже называли инструментальной оперой и рассматривали его в связи с эмоциональными переживаниями самого композитора: в ней есть сквозные темы, проходящие через весь цикл и подчиненные смысловым и образным изменениям, как будто поставленные в условия определенной сюжетной логики, развивающейся от динамичной первой части к драматическому финалу, в котором даже мелькают интонации начального мотива вагнеровского «Тристана».

Сочинения венских композиторов представили педагоги МГИМ им. А.Г. Шнитке Л. Лундстрем (скрипка), И. Ткаченко (скрипка), Е. Ионина (скрипка), А. Кулапов (альт), С. Словачевский (виолончель), продемонстрировавшие прекрасное понимание исполняемой музыки, ее стиля, характера, настроения, тонкое чувство ансамбля. Исполнители буквально вживались в каждую интонацию, прослеживали ее развитие, чем усиливали вдохновенность звучания, погружая слушателей в многообразный мир венской музыкальной культуры.

 

профессор кафедры философии, истории,

теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке,

кандидат искусствоведения О.С. Фадеева



назад


Афиша

01
04/24

 
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр


02
04/24

 
РОБЕРТ РАХИМОВ (баян), Русский народный оркестр колледжа МГИМ им. А.Г.Шнитке


03
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


04
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


06
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ



 

Последние новости
28-марта-2024
28 апреля Музыкальный дом Альфреда Шнитке принимал гостей — студентов и преподавателей Строгановки
13-марта-2024
Театральный авангард на тему Шостаковича на сцене МГИМ им. А. Г. Шнитке
23-декабря-2023
21 декабря 2023 года в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина, структурном подразделении ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г.Шнитке, состоялось заседание Общего собрания Совета директоров образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
22-декабря-2023
Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023
14-декабря-2023
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке объявляет о проведении учебно-творческого проекта «Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс».

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.