Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

В поисках Фауста

31-мая-2022


Кто такой Фауст? Кто из композиторов обращался к данному герою? Как можно соединить множество различных произведений культуры, разных эпох, стилей и направлений в одной выставке? И при чём здесь чётки, принадлежавшие Альфреду Шнитке? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, касающиеся таинственного и загадочного героя культуры Фауста, студенты и педагоги МГИМ им. А. Г. Шнитке отправились в Санкт-Петербург.

Ранним утром 26 мая группа студентов и педагогов МГИМ им. А.Г. Шнитке, во главе с заведующей КФИТКИ, профессором Анной Геннадьевной Алябьевой, отправились в северную столицу нашей страны, в Санкт-Петербург. Там им предстояло побывать в залах Шереметевского дворца на выставке «Пять искушений Иоганна Фауста».

О чем же эта выставка? Данный масштабный проект входит в программу Международного фестиваля «Дягилев. P.S.» и приоткрывает нам завесу тайны одного из самых противоречивых и загадочных личностей нашей истории и культуры – легендарного немецкого алхимика, предсказателя и философа Иоганна Георга Фауста. Его образ и по сей день тревожит умы писателей, художников и конечно композиторов, которые создают о нем свои сочинения.

Именно этим и обусловлено название самой выставки. Пять искушений – от пяти композиторов, представленных в залах дворца. Тем самым выстраивается своеобразная дискуссия, между композиторами различных воззрений и различных эпох, диалог со зрителем. Среди них: «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза, «Фауст-симфония» Ференца Листа,  «Фауст» Шарля Гуно, «Мефистофель» Арриго Бойто и, конечно, «История доктора Иоганна Фауста»  Альфреда Шнитке.

    Как же создателям выставки удалось организовать и создать столь сложную по своему содержанию экспозицию? За это стоит сказать огромное спасибо организатору и автору идеи, искусствоведу Елене Грумад, которой удалось собрать невероятное количество интересных артефактов. Есть на выставке и экспонаты из Московского и Гамбургского кабинетов А.Г. Шнитке, предоставленные ректором института, доктором педагогических наук, доктором культурологии, профессором Анной Иосифовной Щербаковой.

Понять весь замысел композиторов и многие интереснейшие аспекты самой выставки помогла Елена Грумад, которая провела кураторскую экскурсию для гостей из Москвы. Эта уникальная возможность была принята с большой благодарностью и надолго останется в сердцах слушателей. Укрепить впечатление удалось и аудиогидом, экскурсию с которым гости прошли ещё раз, услышав произведение каждого из авторов и дополнив впечатления.

В каждой из комнат помимо музыкальных артефактов были представлены и другие предметы культуры: книги, статуэтки, картины и многое другое, что аллегорически иллюстрировало содержание и идеи композиторов, помогало зрителям понять музыку посредством визуального восприятия.

В первом зале нас встретили сразу два друга-композитора, у каждого из которых видна своя трактовка образа Фауста. В какой-то степени, у них выстраивается дружеский «спор» за душу героя. Великий французский композитор Гектор Берлиоз в своей опере «Осуждение Фауста», видит в немецком алхимике истинно романтического героя, полного страданий и терзаний, извечных поисков себя. Его душу терзают сомнения и противоречия и нет для него спасения ни на земле, ни на небе.

Фауст Ференца Листа, представленный «Фауст-Симфонией», показан совсем иначе. Лист не пытается пересказать историю Фауста. Его интересуют не действия, а изображение аффектов, страстей, властвующих над душой Фауста. Так Мефистофель не является нам отдельным персонажем, а представляет зрителю изломанную и мрачную сторону Фаустовской души. А тема Маргариты, наоборот, становится лучом света в симфонии и в кульминационный момент меняет нашего героя к лучшему.

В следующем зале представлены тоже два композитора, чья задумка в чем-то схожа, но в корне различна – их интересует не столько сам Фауст, сколько другие персонажи известной всем истории. Через оперу Шарля Гуно «Фауст» была показана сложная история любви Фауста и Маргариты, в которой ведущая роль отдана именно женскому образу. Именно трагическая история совсем юной девушки интересует композитора, ее трансформации и в конечном итоге гибель.

А в опере Арриго Бойто «Мефистофель» все внимание приковано к персонажу, чьим именем и названа опера. В постановке оперы, да и вообще в реализации образа Мефистофеля большую роль сыграл Федор Шаляпин. Он сам создавал себе образ, костюм, и декорации к опере, представленные в экспозиции выставки.

Предпоследний зал посвящен Альфреду Шнитке, и его кантате «История доктора Иоганна Фауста». Данный герой очень интересовал композитора всю его жизнь и итог, продемонстрированный в кантате, очень сильно отличается от привычного зрителю образа. Фауст Шнитке вовсе не ученый, а человек, ведущий свободный образ жизни, и вступивший в сделку с дьяволом из праздного интереса, что в итоге и губит его. В финале тело «несчастного» Фауста растерзывают под музыку «пошленького» вальса, тем самым демонстрируя торжество зла. Этот зал для нас имел особую ценность, ведь именно в нем представлены экспонаты из нашего музея.

Тема, затронутая в бессмертном трактате Гёте, отзывается во всех сферах современного искусства, и проблемы, поднятые в нем, актуальны и по сей день. Поэтому последний зал выставки продемонстрировал нам более современные идеи, касающиеся места и роли Фауста в искусстве, виденье творцов XXI века проблематики данного героя и проблем человечества в целом: безразличие, зомбирование масс и многое другое.

 

Огромное спасибо от всех участников делегации ректору МГИМ имени А.Г.  Шнитке Анне Иосифовне Щербаковой за поддержку!

Без ее непосредственного участия это уникальное путешествие во времени и пространстве не могло состояться!

 

Студенты МГИМ имени А.Г. Шнитке

Степанникова Полина, Любезнов Даниил

(класс преподавателя Якименко Ю.В.)

 



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.