«Два мира, две эпохи, одна музыка…»
11-октября-2023
1 октября в МГИМ имени А.Г. Шнитке состоялся концерт к Международному дню музыки. Интересна концепция: жанр сонаты представлен с точки зрения двух совершенно разных эпох. Сонаты И.С. Баха характеризуются более классической структурой и мелодичностью, в то время как у А.Г. Шнитке, они более экспериментальны и сложны по форме.
Сонаты для скрипки и фортепиано Иоганна Себастьяна Баха представляют собой уникальные произведения, которые сочетают в себе глубину мысли, красоту мелодии и требуют от исполнителей высокого уровня мастерства. Концерт открыла соната И.С. Баха для скрипки и клавира №1 си минор BWV 1014. Солисты концерта — Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, профессор Рустам Раджапович Шайхутдинов (фортепиано) и Заслуженная артистка Республики Татарстан, профессор Елена Ильинична Рольбина (скрипка) с первых нот покорили слушателей тонкостью интерпретации и виртуозностью исполнения.
Далее, как противопоставление, прозвучала соната для скрипки и фортепиано №1 А.Г. Шнитке. Она относится к экспериментальному периоду в творчестве автора, где проявил себя синтез додекафонии со свободными элементами письма. Серийность в сонате соединяется с вариантностью: в сонате не одна, а четыре серии.
Занимательно, как сам Шнитке воспринимал Баха: «Я думаю, что Бах – это центр. Вся музыка за 2000 лет до Баха — путь к Баху, к центру. И после него 250 лет без него ничего нет. Всё в Бахе — центр. Даже его имя ВАСН: расхождение линий в противоречии В-Н в этом полутоновом полюсном соотношении, создающем энергию. Владение всем и центр всего»
Соната для скрипки и фортепиано №3, соч. 248 А.Г. Шнитке, прозвучавшая следом, написана в 1994 году и представляет собой одно из последних произведений композитора. Эта соната — важное произведение в творчестве Шнитке и, как и многие его другие композиции, отражает его стиль, который характеризуется смешением различных музыкальных эпох и техник. Музыкальный язык Шнитке в этой сонате остается сложным и многогранным. Внутри каждой части можно услышать различные стилевые элементы, начиная от современной атональной гармонии до барочных и романтических мелодических фрагментов. Это создает ощущение эмоциональной напряженности и драматизма.
И вновь возвращение к Баху. Соната для скрипки и клавира №3 ми мажор, BWV 1016, является частью знаменитого цикла произведений Иоганна Себастьяна Баха для скрипки и клавесина. Сочинение написано в энергичной тональности ми мажор и представляет собой выдающийся образец музыки эпохи барокко. Бах использует разнообразные гармонические приемы, включая смену тональностей и неожиданные модуляции, что придает произведению остроту и интерес. Мелодии в сонате выразительны и красочны. Они переплетаются между скрипкой и клавесином, создавая сложные музыкальные образы.
На бис прозвучало «Поздравительное рондо» А.Г. Шнитке. Это произведение — пример стилевого обращения, воспоминание о сороковых годах, когда композитор жил и впитывал атмосферу Вены. Это рондо было написано 50 лет назад в качестве поздравления с юбилеем Народного артиста РСФСР Ростислава Дубинского.
Заведующий кафедрой фортепианного искусства МГИМ им. А. Г. Шнитке Рустам Раджапович Шайхутдинов и заведующая кафедрой струнно-смычкового искусства МГИМ им. А. Г. Шнитке Рольбина Елена Ильинична продемонстрировали свое высочайшее мастерство в исполнении сонат И.С. Баха и А.Г. Шнитке. Искусство их ансамбля позволило музыкантам полностью погрузиться в каждый звук и передать каждый эмоциональный акцент. Их техника и музыкальное понимание были на высшем уровне, что привело к их бесподобной интерпретации произведения.
Студенты 2 курса МГИМ им. Шнитке
Гребенко Ольга, Горбунова Екатерина
(класс преподавателя Параниной И. А.)
|