Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

19.11.2024 в Московском международном Доме музыки состоится концерт к 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

«Я к Вам лечу воспоминаньем …»

08-апреля-2024


6 апреля в концертном зале ДМШ им. Ю.А. Шапорина состоялся третий концерт декады, посвященной 90-летию А. Г. Шнитке. Ведущие - Ксения Кемова и Ольга Гребенко.

Вечер открылся одним из самых исполняемых сочинений среди произведений камерного репертуара конца XX века. Это «Третий струнный квартет», написанный в 1983 году. В нем композитор вступает в диалог с ушедшими эпохами, используя темы из Stabat Mater Орландо Лассо, бетховенской Большой фуги и знаменитую анаграмма Шостаковича DSCH. Через все части квартета проходит мысль о поиске нравственного и духовного порядка. В исполнении Марии Постевой (скрипка), Марьяны Плюхиной (скрипка), Павла Ильичёва (альт), Варвары Бурковой (виолончель) музыка побуждает к размышлению о важных и вечных темах.

Следующим номером прозвучали «Вариации на один аккорд» в исполнении Екатерины Юдиной. Альфред Гарриевич так писал про это произведение: «Предыстория здесь такая. Ирина Федоровна — моя жена — заканчивала в 1966 году Гнесинский институт по классу фортепиано и хотела сыграть что-нибудь современное на рояле. Я специально для ее экзамена и написал это сочинение». То есть,  «все 12 хроматических нот расположены в виде аккорда. В дальнейшем каждая нота берется только в той октаве, в которой она встречается в этом аккорде, то есть нота c только в контроктаве, нота fis только в 3 й октаве, нота cis только в малой октаве и т. д. Сам аккорд не играется». Основная тема ассоциируется с перезвоном колоколов, боем курантов, их диссонирующими отзвуками и обертонами. Далее следует несколько групп вариаций. Это сочинение достаточно краткое, и в нем композитор использовал несколько важных музыкальных идей XX века: политональность, кластеры, переменный размер.

Следующие два номера затрагивали совсем другую сторону творчества А. Г. Шнитке – музыку к трилогии мультфильмов «Я к вам лечу воспоминаньем…» (1977), «И с вами снова я…» (1981) и «Осень» (1982). Мультфильмы были основаны на рисунках, черновиках и стихотворениях А. С. Пушкина, также были взяты комментарии самого поэта. Стихи и письма Пушкина в трилогии читают Иннокентий Смоктуновский и Сергей Юрский, а мир Пушкина дорисовывает музыка. Интересен прием, примененный здесь Шнитке: исходя из того, что Пушкин был современником Шуберта, Бетховена, Россини, Глинки и застал начало романтической эпохи, композитором было принято решение использовать стилевую множественность. «Постлюдия» получила самостоятельную жизнь в обработке Геннадия Пыстина для двух фортепиано. Тонкая, лирическая элегия очень проникновенно прозвучала в исполнении профессора, кандидата педагогических наук Юлии Литвиненко и Ирины Авдеевой.

Несколько фрагментов музыкальной партитуры трилогии войдут в «Пушкин-сюиту», переложение которой для двух фортепиано сделал Г. Боровиков. Завораживающе и артистично ее исполнили Даниил Даутов и профессор, Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Рустам Шайхутдинов. Сюита состоит из семи частей, в которых сосредоточены все основные темы и образы из мультфильмов. Тема творчества, связанная с образами любви и свободы, звучит во вступительном номере «Дуэль», номерах «Мадонна» и «Болдино». Жанровые пьесы «Романс» и «Вальс» с одной стороны, олицетворяют светское окружение, а с другой - воплощают душевные порывы молодого поэта, не желающего подчиняться условностям и правилам. Центральный номер в сюите – «Буря», в мультфильме это эпизод «Наводнение». В нем на мрачную тему судьбы накладываются посторонние шумы (шум воды, завывания ветра). Этот эпизод, иллюстрирующий в мультфильме фрагмент «Медного всадника», на самом деле символизирует смерть поэта.  Очень интересен и необычен здесь финал. Залихватская скачка как колесо истории, которое перемалывает все. Для истории не имеет значения хорошее или плохое, добро или зло. В вихре пульсирующей ритмики и красочных смен мажора и минора периодически вспыхивает надежда, но все подчиняется неостановимому ходу времени.

Следующим номером прозвучало шуточное произведение Альфреда Гарриевича марш «Лебедь, Рак и Щука» из балета «Эскизы», написанное в соавторстве с Э. Денисовым и С. Губайдулиной в 1982 году для совместного концерта в Большом зале МГК им. П. И. Чайковского. Сам балет можно считать высшей точкой в цепи гоголевских произведений композитора. Он был поставлен Андреем Борисовичем Петровым на музыку А. Г. Шнитке разных жанров: музыка к спектаклю «Ревизская сказка» (1978), оркестровая «Гоголь-сюита» (1981), музыка к кинофильму «Мертвые души» (1984), оркестровая сюита по мотивам фильма «Мертвые души» (1984) к балету «Эскизы» (1985). В название балета заложена драматургическая концепция произведения – фрагментарное, эскизное изложение материала.

На концерте марш был исполнен в переложении Г. Пыстина для фортепиано в 6 рук профессором, кандидатом педагогических наук Юлией Литвиненко, Иваном Тонких, Ильей Гришиным. Как и в балете, этот марш стал настоящей изюминкой концерта, и зрители просто не могли сдержать улыбку.

В завершение концерта прозвучало «Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу» (1979) для фортепиано в 6 рук. Его исполнили Матвей Сорокин, Айше Мамбетова и профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель культуры Киргизии Вера Носина.  Для Шнитке, как и для всей русской культуры XX века, фигуры Стравинского, Прокофьева и Шостаковича являются ключевыми. Каждый из трех композиторов представлен в «Посвящении» своей темой. И. Стравинский – «Китайским маршем» из оперы «Соловей», С. Прокофьев – «Юмористическим скерцо» для четырех фаготов, Д. Шостакович – Полькой из балета «Золотой век». Однако это не только прямое цитирование. Шнитке создает  стилистический диалог, который поддерживается на протяжении всего произведения: портретные детали не закреплены за определенной партией и переходят из одной в другую. Трое авторов будто «беседуют» друг с другом, и к их беседе присоединяется сам А.Г. Шнитке.  

Концерт стал настоящим музыкальным праздником для всех присутствующих, оставив незабываемые впечатления и подарив новые эмоции. Такие уникальные события позволяют людям окунуться в мир искусства и насладиться его красотой.

 

Студентка 2 курса МГИМ им. Шнитке

Гребенко Ольга

(класс преподавателя Параниной И. А.)

 



назад


Афиша

19
11/24

 
Концерт к 90-летию Альфреда Шнитке



 

Последние новости
02-октября-2024
Поздравляем профессора Кристину Бачукиевну Шарабидзе с победой в конкурсе на присуждение премий Министерства культура Российской Федерации лучшим преподавателям образовательных организаций высшего образования в области музыкального искусства в 2024 году.
01-октября-2024
«Лабиринты». День второй. Концерт в Международный День музыки.
01-октября-2024
«Лабиринты». День второй. Утренняя репетиция
30-сентября-2024
«Лабиринты». День первый. Вечерний концерт.
30-сентября-2024
«Лабиринты». День первый. Утренняя репетиция

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.