Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

19.11.2024 в Московском международном Доме музыки состоится концерт к 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Единство контрастов: музыка Шостаковича и Прокофьева на сцене МГИМ имени. А.Г. Шнитке.

11-октября-2023


Осенним вечером 8 октября со сцены концертного зала МГИМ им. А.Г. Шнитке прозвучало два сочинения отечественной музыки ХХ века: Концерт №1 для виолончели с оркестром Es-Dur Дмитрия Шостаковича и Симфония № 7 cis-moll Сергея Прокофьева.

Произведения, на первый взгляд, совершенно разных стилей, удивительным образом были взаимосвязаны. Ключ разгадки кроется в истории создания виолончельного концерта, которым открылся вечер. По словам самого Дмитрия Шостаковича, импульсом к сочинению стал услышанная им Симфония-концерт для виолончели Сергея Прокофьева.

Интерес и желание попробовать свои силы в этом жанре охватили композитора и в короткий срок (в течение лета 1959 года) сочинение было окончено. В своей музыке Д. Шостакович, не без присущего ему гротеска и сарказма, обращается к извечным для искусства всех времен и веков философским вопроса, один из них — сопоставимость жизни и смерти.

Виолончельная краска подходит для реализации данной идеи как нельзя лучше. Тембр инструмента насыщен бархатной мягкостью и глубиной, однако может быть суров. Он говорит со зрителем, показывая свою красоту и богатство в монологах. Столь человечное воплощение инструмента возможно связано с тем, что первый концерт был посвящен одному из самых известных виолончелистов мира — Мстиславу Ростроповичу. Именно он исполнил сольную партию в день премьеры.

Однако, не смотря на сложную идейную концепцию, концерт часто включается в педагогическую практику и является бесценным материалом, на котором воспитывается мышление формирующегося музыканта. Поэтому неслучайно он прозвучал с концертной сцены института музыки в исполнении Московского симфонического Шнитке-оркестра (художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист России, профессор Игорь Громов) под руководством Виктора Кузовлева. Сольную партию исполнил молодой,  талантливый виолончелист Глеб Андронов.

Солист, показав владение техникой и понимание многогранности инструмента, смог провести через всё произведение приближенную к  бетховенской концепцию Шостаковича: «От мрака к свету». Целостность интерпретации, владение динамическими оттенками и виолончельными штрихами, которых у Шостаковича очень много, было отражено в исполнительской трактовке виолончелиста. Богатый красками инструмент, выступая на передний план, был при этом един с оркестром, раскрывая и дополняя его. Особая связь между ними проявилась в коде. Жизнеутверждающий характер, стремительность движения, единство исполнителей — стали органичным финалом.

 

«Глеб — мой друг, я знаю его очень давно.  У него хорошая школа, он учился у Алексея Селезнёва. У Глеба стабильная техника, интонация. Никогда не выбивается из колеи. Очень крепко выступил. Мне понравилось, как он преподнес материал. Оркестр тоже, конечно, был на высоте. Несмотря на какие-то помарки, свойственные ученическому коллективу, это было всё очень стабильно и уверенно», — Александра, виолончелистка.

 

Произведение, написанное около полувека назад, звучало со сцены идейно актуально, повествуя о том, что волнует современного человека, отвечало его мыслям. Заслуга в этом была, конечно, и дирижера Виктора Кузовлева, державшего в единстве виолончельные высказывания и мощь симфонического звучания.

«Было видно, что ребята старались, как они увлеченно играли. Видно, что каждый из них профессионал, который понимает эту музыку и различает стили как Шостаковича, так и Прокофьева, и мыслит музыкально. Думаю, что концерт получился достаточно ярким для всех, кто пришел», — Даниил, учится на дирижера.

«Во-первых, мне очень понравилось. Не слышал ещё в таком исполнении два этих произведения. Музыка прекрасная! И оркестр звучит великолепно. Всё сбалансировано, настолько всё тонко сделано и стройно как-то. Такое вот сложилось впечатление от оркестра, от исполнителей. Молодцы!»,— Владимир Кузовлев, солист Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК имени Н.Некрасова.

 

Интервью с дирижёром, доцентом кафедры оркестрового дирижирования Виктором Кузовлевым

 

Виктор Владимирович, скажите, что Вы ощущаете после завершения сегодняшнего концерта? Впервые ли Вы исполняете это произведение с Московским симфоническим Шнитке-оркестром?

— С детства очень люблю Седьмую симфонию Прокофьева, но так получилось, что только сегодня впервые исполнил это произведение с оркестром. Чувствую по этому поводу огромную радость! Во-первых, от соприкосновения с музыкой; во-вторых, от взаимодействия с замечательным оркестром. Многое получилось из того, что было задумано.

Было непросто, конечно, эмоционально, потому что музыку, как уже говорил, очень люблю, поэтому основной задачей было совсем полностью не погружаться в неё. Хочу сказать, что просто гениально прописана тема! Это двухголосие в начале…Насколько я помню, когда Мясковский умер, Прокофьев сказал: «Только мы вдвоем могли писать так двухголосие». Первая тема, главная партия, два фагота звучит всего. А такой эффект! Представляете? Это русская полифония, русское хоровое пение — вот она, эта тема. Важно было, чтобы музыка, с одной стороны, пропевалась, а с другой, чтобы сохранялось движение moderato.

— Прокофьев Вам близок и чувствовалось, что именно он стал акцентной единицей в программе концерта. А что Вы можете сказать по поводу исполнения  Шостаковича?

— Говоря же о Шостаковиче, я, не стесняясь, хочу сказать, что эта музыка лично для меня пока сложная. Как-то Спиваков Владимир Теодорович в интервью каналу «Культура» сказал: «Вы знаете, я понимаю, что до некоторых произведений Шостаковича, я ещё не дорос». Вот так же и для меня это пока музыка сложная, до неё ещё расти и расти. Она, конечно, глубокая, там есть и содержание, и смысл, и яркость есть, и характерность — всё это есть. Но чтобы непосредственно мыслить на языке Шостаковича, этого пока ещё нет.

 Не могу сказать, что Прокофьев мне весь близок. Пятая симфония будет потяжелее, Шестую я пока не понимаю, Седьмая для меня понятнее, а Первая сделана гениально. В четвертой части Седьмой симфонии, когда побочная партия идёт с первой, это звучит сказочно и очень волшебно. А когда я слышу в первой части побочную партию, то в воображении возникает вот какая картина. Ехал я как-то летом на дачу в деревню за сыном и стоял густой туман, а я слушал как раз в этот момент симфонию (а это Тульская область, город Ясногорск, горы). Ехал вдоль реки Оки и тут туман рассеивается, и прямо на звучании побочной партии проявляются красивейшие поля русские, горы, широта, простор. Сохранилась такая прочная ассоциация теперь с этой побочной партией.

— Как Вы считаете, а в произведении Шостаковича решаются философские вопросы жизни и смерти, добра и зла. Они в итоге к какому-то решению подводят лично для Вас?

— Если говорить о философии в виолончельном концерте  Шостаковича и размышлениях о жизни и смерти, то нужно отметить, что сам композитор в этот период очень боялся смерти, переживал на этот счёт, хотя по музыке в этом Концерте так не скажешь. В третьей части да, эта игра тональных красок мажора и минора — очень интересно написано. Тут как раз что-то такое есть. А первая, вторая и четвертая части — я бы не сказал.

— И последний вопрос, поделитесь своими впечатлениями о работе с оркестром и солистом?

— Дело в том, что у работы со студенческим оркестром есть своя специфика. Поначалу было непросто, шла, так называемая, «притирка» с оркестром. Я искал тот язык, на котором нужно говорить, чтобы оркестр меня слышал. Так что хочу выразить огромную благодарность оркестру и художественному руководителю Игорю Юрьевичу Громову, за то, что доверил коллектив и дал возможность продирижировать такую программу.

 

Студентки 3 курса МГИМ имени А.Г. Шнитке

Наципова Елена, Степанникова Полина

(класс преподавателя Якименко Ю.В.)

 



назад


Афиша

19
11/24

 
Концерт к 90-летию Альфреда Шнитке



 

Последние новости
02-октября-2024
Поздравляем профессора Кристину Бачукиевну Шарабидзе с победой в конкурсе на присуждение премий Министерства культура Российской Федерации лучшим преподавателям образовательных организаций высшего образования в области музыкального искусства в 2024 году.
01-октября-2024
«Лабиринты». День второй. Концерт в Международный День музыки.
01-октября-2024
«Лабиринты». День второй. Утренняя репетиция
30-сентября-2024
«Лабиринты». День первый. Вечерний концерт.
30-сентября-2024
«Лабиринты». День первый. Утренняя репетиция

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.