Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

19.11.2024 в Московском международном Доме музыки состоится концерт к 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»

04-апреля-2024


В 2024 году мы отмечаем 90-летие со дня рождения выдающегося отечественного композитора – Альфреда Гарриевича Шнитке. По случаю этого знаменательного события Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке организовал концертную декаду, которая проходит с 3 по 13 апреля 2024 г.

3 апреля гостеприимно распахнул свои двери Концертный зал Московского Дома композиторов. На открытии с приветственным словом выступила ректор МГИМ им. А. Г. Шнитке, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор Анна Иосифовна Щербакова. Она отметила, что в предстоящих концертах прозвучит «разная музыка» композитора, принадлежащая «разным периодам», «разным жанрам» и все это станет «подарком гению – философу, мыслителю, композитору – Альфреду Гарриевичу Шнитке».

Концерт открылся выступлением Московского камерного Шнитке-оркестра под управлением Заслуженного артиста России, зав. кафедрой оркестрового дирижирования МГИМ им. А. Г. Шнитке, профессора Игоря Громова. Прозвучало знаковое произведение А. Г. Шнитке – «Concerto grosso № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного оркестра» (1977), соч. 119, в котором в полной мере выразилась способность композитора совмещать прошлое и настоящее в едином музыкальном пространстве, соединять разнородное и разномасштабное в произведении, отказываясь от линейного хода событий. «Сочиняя, я каким-то образом все время думаю о музыкальном прошлом, и что-то из этого прошлого так или иначе присутствует в моей работе», – признавался художник.

Нельзя не отметить блестящий исполнительский состав солистов: Елена Рольбина (скрипка) – зав. кафедрой струнно-смычкового искусства МГИМ им. А. Г. Шнитке, Заслуженная артистка Республики Татарстан, профессор; Степан Якович (скрипка) – Заслуженный артист России, профессор МГК им. П. И. Чайковского; Рустам Шайхутдинов – зав. кафедрой фортепианного искусства МГИМ им. А. Г. Шнитке, профессор, Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан. Вместе с исполнителями и благодаря им, мы «распаковывали» глубинную память, путешествовали во времени и пространстве, ощутили «биение пульса» XX века.

Во втором отделении концерта прозвучали произведения А. Г. Шнитке, принадлежащие различным жанрам. Это камерно-инструментальные сочинения, вокальная и фортепианная музыка. Можно сказать, что преподаватели передали эстафету молодым исполнителям, и идея «учителя и ученики», воплощенная в концерте к 30-летию МГИМ им. А. Г. Шнитке, получила свое продолжение.

«Септет» (1981-82) исполнили студенты МГИМ им. А. Г. Шнитке: Мария Жерноклюева (флейта), Карина Арутюнян (кларнет), Даниил Давыдов (кларнет), Екатерина Григорян (скрипка), Павел Ильичев (альт), София Маликова (виолончель), Эльвира Аванесян (клавесин, арфа).  «Диалог для виолончели и камерного ансамбля» (соч. 37, 1965,) прозвучал в исполнении солистки Яромилы Преподобной (виолончель), Дениса Ротару (флейта), Андрея Ткаченко (гобой), Федора Тернявского (кларнет), Алексея Морозова (труба), Ивана Куколева (валторна), Дениса Шушарина (фортепиано), Евгения Веничука (ударные), Дмитрия Воронкова (ударные), Георгия Курдова (ударные).

Дирижировал этими произведениями ученик Игоря Громова – Данил Виссарионов. Его собранная чеканная манера дирижирования в «Perpetuum mobile» и плавная, певучая в «Хорале» сначала погрузила в атмосферу суетного, земного, а затем возвысила и унесла в бесплотные сферы.

Второе отделение было построено таким образом, что между названными камерно-инструментальными сочинениями А. Г. Шнитке прозвучали его «Импровизация и фуга для фортепиано» (соч. 38, 1965), в исполнении Марии Буяновой и «4 песни из музыки к спектаклю «Дон Карлос» (по драме Шиллера) (1975), представленные великолепным ансамблем в составе преподавателя МГИМ им. А. Г. Шнитке, лауреата международных конкурсов Елисея Лаптева (бас) и Рустама Шайхутдинова (фортепиано).

Исполнение сложнейших партитур молодыми музыкантами и расшифровка ими послания выдающегося композитора будущим поколениям настраивало на серьезный разговор о вечном, о философском осмыслении мира во всем его многообразии. В мировосприятии Альфреда Гарриевича, безусловно, присутствовал и мистический элемент, композитор не раз признавался: «Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится … мною пишут».

А пока мы поставим многоточие…  Главное, что музыка Альфреда Гарриевича звучит и будет звучать в Музыкальном Доме Альфреда Шнитке и не только.

 

(материал подготовила доцент КФИТКИ МГИМ им. А. Г. Шнитке,

кандидат психологических наук Петенева Е. С.)

 

P. S.О том, как проходила работа над произведениями Альфреда Шнитке, насколько понятной оказалась музыка композитора молодым исполнителям мы побеседовали с молодым дирижером – Данилом Виссарионовым (Д. В.).

 

– Е.С. Данил, мы поздравляем Вас, Вашего преподавателя, коллективы музыкантов, с которыми Вы работали в данном проекте с успешным выступлением!

Д.В. Спасибо! Пользуясь случаем, хочу поблагодарить ректора нашего института – Анну Иосифовну Щербакову, главного художественного руководителя и дирижера, моего преподавателя Игоря Юрьевича Громова, а также двух кураторов произведений, которые мне посчастливилось исполнять со студентами, в «Септете» Рустама Раджаповича Шайхутдинова, а в «Диалоге» Владимира Владимировича Вяткина за возможность выступить, на такой шикарной сцене и продемонстрировать свое видение этих произведений Альфреда Гарриевича. Я благодарен каждому из музыкантов, который принимал участие в исполнении этих произведений, за такую самоотдачу, признаюсь, за такую нелегкую работу в процессе репетиций. Также хочу поблагодарить всех слушателей, которые пришли на концерт, потому что эта музыка в определенном смысле элитарна, ее слушать непросто, она не для всех и я очень рад, что и на сцене, и в зале царила хорошая музыкальная атмосфера.

– Е.С. Данил, как часто Вам приходилось дирижировать музыку композиторов XX века? И какие первые мысли возникли при знакомстве с партитурами А. Г. Шнитке?

Д. В. Скажу честно: с музыкой композиторов второй половины XX века в плане дирижерского исполнения сталкивался нечасто, и когда впервые увидел партитуры «Септета» и «Диалога», первая мысль была «Как это все собрать?», «Как это все продирижировать?», если в «Септете» есть некоторая метрическая организация, то в «Диалоге для виолончели и камерного ансамбля» ее нет. Она написана очень свободно.

Е.С. Как же складывалась работа?

Д. В. В «Септете» была проделана огромная работа в плане анализа партитуры, потому что после «Интродукции» идет часть «Perpetuum mobile». Она написана в стиле минимализма и после каждого короткого вступления инструмента появляется некий эффект погружения в эту общую звуковую материю и звучание становится уже не камерным, а оркестровым. Но оно не должно быть таким, чтобы все инструменты шумели всю часть. Нужно было выделять какие-то оттенки, голоса инструментов для того, чтобы музыка была по исполнению интересной, чтобы она куда-то вела. И в этой части, например, мы выделяли «ослиный» звук у скрипки, вальс у виолончели, различные синкопы-«смешки» у кларнетов и так далее. Дальше идет «Хорал», где исполнительские поиски были такими же. Нужно было создать более призрачное звучание. Музыка этого «Хорала» уже не человеческая. Это ассоциация, когда некий дух гуляет в пространстве. И, конечно, была проделана большая работа, чтобы передать различными звуковыми и динамическими особенностями инструментов образ призрачного духа.

Е.С. А как проявили себя в работе молодые музыканты, ведь это Ваши однокурсники?

Д. В. Для меня было удивительным то, как быстро шла работа. Если в начале я думал: «Как это все получится? Как это будет собираться?», то с первой репетиции я видел огонь в глазах у ребят, вдохновение. Это очень помогло, мотивировало сделать работу быстро. И у нас получился, как мне кажется, такой ансамблевый союз дирижера и исполнителей, каждый из студентов хотел и старался передать замысел Альфреда Гарриевича, который мы также во время репетиционных процессов старались найти, вместе думали и размышляли. Меня вдохновляла их самоотдача, целеустремленность к исполнению этих произведений, поражало то, насколько быстро были они выучены и как они играли, при этом было очень приятно, что создавался такой тандем в поиске правильного смысла.

Е.С. Данил, благодарим Вас за интервью и желаем творческих успехов! И до встречи на новых концертах!

Д. В. Большое спасибо!



назад


Афиша

19
11/24

 
Концерт к 90-летию Альфреда Шнитке



 

Последние новости
02-октября-2024
Поздравляем профессора Кристину Бачукиевну Шарабидзе с победой в конкурсе на присуждение премий Министерства культура Российской Федерации лучшим преподавателям образовательных организаций высшего образования в области музыкального искусства в 2024 году.
01-октября-2024
«Лабиринты». День второй. Концерт в Международный День музыки.
01-октября-2024
«Лабиринты». День второй. Утренняя репетиция
30-сентября-2024
«Лабиринты». День первый. Вечерний концерт.
30-сентября-2024
«Лабиринты». День первый. Утренняя репетиция

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.